История строительства Успенского собора в Харькове

До начала 18-го столетия сложно было говорить о каких бы то ни было архитектурных течениях в застройке Харькова, поскольку каменных зданий в нём практически не было, если не считать, конечно, кафедрального Успенского собора, впервые обрётшего свой каменный облик в 1685-1687 г.г. До этого храм был выполнен в дереве.

успенский собор в харькове

Каменный же храм стал крестово-купольным, как и подавляющее большинство кафедральных соборов. Все главы собора и крыша были отделаны дубовым гонтом, рядом находилась колокольня, выстроенная в форме шатра. Храм, однако, долго не простоял — в 1733 году произошёл пожар, что в то время происходило довольно часто и от собора уцелела только деревянная кладка стен. Спустя год он был отстроен, однако стена дала трещину и вскоре церковь была разобрана прихожанами.

Вновь храм был отстроен в период 1771-1783 г.г., причём за образец была взята церковь святого Климента в Москве, возведённая в 1762-1770 г.г. на Пятницкой улице. Автором проекта был назначен архитектор А.Евлашов, кроме того предполагается участие знаменитого московского зодчего Дмитрия Ухтомского. Новый храм, как и первый, является крестово-купольным. Композиционной основой стало близкое к квадрату очертание плана, кроме того отсутствуют полукруглые абсиды и алтарная часть. В самой средней части церкви высится световая основа верхнего купола, имеющая своей опорой четыре пиона со срезанными внутренними углами. Во внешней отделке церкви сочетаются черты архитектурных стилей барокко и классицизма. Строгие фасады здания не пестрят лепными украшениями, однако черты уходящего стиля хорошо видны. Были пышны внутренние интерьеры, не дошедшие до наших дней, погибшие в войне 1941-1945 годов. Великолепен был иконостас, выполненный золотой резьбой, авторство которого приписывается великому итальянскому зодчему Растрелли.

Успенский собор

Вскорости после постройки собора встал вопрос о замене старой колокольни, которая к тому времени оказалась выдвинутой на проезжую часть и стала мешать движению. Назвали новую колокольню Александровской, в память императора Александра и в ознаменование победы в отечественной войне 1812 года. Окончательное решение о проведении строительных работ было принято в 1819 году, поручен контроль за проведением строительства автору проекта — университетскому архитектору Евгению Васильеву. Проект выполнен в стиле зрелого классицизма. Интересно, что представляя проект на утверждение в столицу, Васильев пошёл на хитрость. Дело в том, что колокольня в центральной части вместе с крестом имела высоту 89,5 метров и была выше здания собора Василия Блаженного в Москве, что запрещалось законодательно. Васильев, сдавая чертежи, указал высоту отдельных частей здания, не выводя суммарную высоту. Как он и предполагал, в столице никто не стал заниматься арифметическими подсчётами.

Работы по возведению колокольни продолжались в период с 1821 по 1826 годы, после чего были приостановлены для осадки фундамента и отдыха всего строения. Возобновлены они были в 1831 году, но спустя два года остановлены по причине смерти автора проекта Васильева. Только в 1837 году удалось пригласить для надзора за строительством городского архитектора Андрея Тона, родной брат которого кстати строил храм Христа Спасителя в Москве. Вчерне колокольня была завершена к 1841 году, а в 1844 году на ней был установлен золочёный крест. В 1862 году механик Эйдельберг установил на колокольне механические часы с боем, производства французской фирмы Борель.

Харьков Успенский собор

Ныне в Успенском соборе расположен зал органной музыки, перед ним разбит сквер с Вечным Огнём — одно из самых известных мест отдыха харьковчан и гостей города, а колокольня по-прежнему радует глаз строгостью пропорций и чистотой линий.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Call Now Button